23.01.2025 16:52 «Казаки – защитники Отечества» | |
Небольшое серое шестиэтажное здание московского района Аэропорт практически незаметно на фоне окружающих его исполинов: циклопического стадиона «Динамо» и кубического небоскрёбного жилого комплекса. Даже обычные девятиэтажки, плотно обступив «малыша», кажется, не дают пробиться к солнцу. Между тем, «малыш» этот совсем не прост. Сохраняя достоинство в окружении своих разноцветных товарищей, он гордо и, быть может, слегка снисходительно, снизу вверх, словно старый тибетский монах, смотрит на «молодежь». Это Дом художников – памятник советского конструктивизма, строившийся для соответствующего профильного пласта людей творчества почти 100 лет назад. В этот, не сказать чтобы солнечный, но уж точно морозный день, группа казаков во главе с руководителем Фонда поддержки казачества Сазоновым Константином Игоревичем, казаком СКВРиЗ Олегом Сапуновым и корреспондентом СКВРиЗ посетила сей дом по совершенно редкостному поводу: внутри нас ждал Заслуженный художник России, Академик Российской академии художеств, донской казак Игорь Геннадиевич Машков и его картина. Вход в здание с ходу встретил нас обилием «голов»: бюсты руководителей советского государства, тружеников тыла, партизан и обычных граждан, большие и малые, с головными уборами и без – все они, громоздясь на полках, отражали эхо ушедшей эпохи. Жизнерадостная улыбчивая вахтёрша (впрочем, таковой её можно назвать с большой натяжкой: скорее она – смотритель и хранитель), отвлёкшись от изучения какого-то альбома современного искусства, любезно пригласила нас на 4 этаж. Коридор, ведущий к мастерской, поселил внутри странное ощущение телепортации в прошлое: тишина, запах старины, по обеим сторонам – двери с фрезеровкой, куски старых рам и подставки. Дух времени… Игорь Геннадиевич встретил нас приятной улыбкой классического художника. Предложил чаю. Показал коллекцию, скромно теснящуюся в небольшой мастерской. Но главное – продемонстрировал картину, ради которой сегодня и приехали. Монументальное полотно, полтора на два метра, именуемое им «Казаки – защитники Отечества», впечатляло размахом: в полный рост, на переднем плане, стоят танкист Дмитрий Лавриненко, герой двух войн Константин Недорубов и генерал Павел Белов. Сама идея собрать ключевых казаков – героев Великой Отечественной – потрясает воображение. Но и это – не предел. На полотне также ожидаются адмирал Головко и оружейник Токарев: они, вкупе с лицами простых солдат на заднем плане, олицетворяют подвиг всего советского народа в Великой Войне. Следующим и финальным пунктом программы значилась транспортировка (!) полотна для «примерки» в будущий Центральный музей российского казачества... Открыли машину. Оценили масштаб бедствия. Вертикально не встанет. Плашмя не ляжет. Решили поместить наискосок. Холст опирается на сиденья, выпирает надутыми буграми, грозит деформироваться или, хуже того – порваться. Задние перекладины решено сделать опорой. Мало. Нужно ещё придерживать снизу… Москва с такого ракурса ещё никогда не представлялась взору – пролетая мимо повёрнутой набок. Лёжа на разложенном сидении, на вытянутых руках придерживая холст с обратной стороны, более всего опасался за углы. Полотно немилосердно подпрыгивало на кочках и рывками уезжало в сторону багажника при ускорении на светофорах. Голову прострелил заголовок – «придавленный живописью». Вся тяжесть искусства безжалостно навалилась на руки. Мимо проплыл повернутый Дом Правительства. 20 минут показались вечностью. Оригинальный почин. Здание Центрального музея российского казачества в Большом Левшинском переулке кипело работой: то здесь, то там оживлённо сновали рабочие, представленные смесью славян и гостей из Средней Азии. Сроки плотные, открытие музея ожидается в середине года. Новое испытание: поднять картину на верхний этаж мимо усердно красящих стены маляров и не добавить новых колеров на полотно, превратив его в шедевр абстракционизма. Справились. На верхнем этаже нас встретили директор музея Ирина Повх и заведующий научно-экспозиционным отделом ФГБУК «Государственный исторический музей» Виктор Безотосный. Залы радовали: хоть и пустые ещё, но пахнут свежей краской, освещены, блистают новыми рамами окон, ждут только экспонатов. Начало саммита «в верхах» не задалось. Виктор Михайлович хмурился: потолок чуть более 2 метров, не влезает, надо перерисовать под меньший формат. Немая сцена у Гоголя: как перерисовать? Три года писалось же! Дальнейший разговор напоминал торг на казачьем базаре с лёгким причудливым налётом французского изыска: вроде и конфликт интересов, но уж больно интеллигентный какой-то. Ещё бы: люди искусства спорят, да не на жизнь, а на результат. К соглашению, всё же, прийти удалось: решили обрезать сверху и снизу, а справа и слева добавить манекены в форме, создав, таким образом, фигурно-картинную композицию. Решили даже лучше, чем планировалось: истина рождается в споре. Черты Виктора Михайловича разгладились, появилась улыбка. По рукам ударили, можно ехать обратно. Обратный путь до мастерской прошёл без происшествий – картину закрепили надёжнее, доехали спокойно. Игорь Геннадиевич благодарил и непременно приглашал на финальный показ полотна. А сайт СКВРиЗ приглашает вас на грядущее открытие музея, где вы сможете воочию увидеть сей шедевр и другие экспонаты казачьей истории и культуры. | |
|
Всего комментариев: 0 | |