16.05.2025 16:30 «Настоящий, действенный музей доносит до посетителей только истинную правду» | |
Грядёт великая веха всего казачества: 24 июня, в день первого Парада Победы, Центральный музей российского казачества распахнёт свои двери! Пресс-конференция, посвящённая сему событию состоялась 15 мая в здании Международного информационного агентства «Россия сегодня». Открытие конференции началось с вводного слова Генерального директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина: «Рассматривались различные отдельные экспозиционные решения на базе других музеев, но, начиная с 2022 года, мы взяли курс на создание отдельной площадки, местом которой стало историческое здание Дворцового ведомства в Большом Левшинском переулке. Там, в течение 2 лет были проведены серьезные научно-изыскательские, проектные и, в первую очередь, реконструкционные работы. Дата открытия была определена неслучайно: создание музея – важная страница в истории страны, и мы выбрали дату первого Парада Победы, ибо тогда в ряду воинов-победителей шли и подразделения казачества. И сразу, забегая вперёд, скажу, что на экспозиции будет представлен уникальный памятник казака-участника этого парада. Открытие музея осуществляется в полном соответствии с поручением Президента России в соответствии с утверждённой им «Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы» (Указ Президента РФ от 09.08.2020 г. № 505). Всё это стало благодаря участию казачества в жизни России, его выдающейся роли в истории государства. Напомню слова великого Льва Николаевича Толстого: «граница создала казаков, казаки создали Россию». Создание музея связано с тем, что, хотя на территории России существуют яркие и красивые музеи, как новочеркасский музей Донского казачества, краснодарский музей, другие краеведческие музеи Челябинской, Оренбургской областей, Ставропольского и Красноярского краёв, на Дальнем Востоке – возникла необходимость объединить часть этих экспозиций, координации этих музеев. Новый музей будет не только объединяющим центром, но и местом проведения конференций. Каждому войску будет свой раздел и часть экспозиции. Разумеется, мы делаем ставку не только на освещения развития казачества до 1917 года, но и расскажем о возрождении казачества, его участии в Великой Отечественной войне, трагедии 1919-1930-х годов и деятельности в новейший период, в том числе – участии в СВО. Все экспонаты – эксклюзив. Все они впервые выходят на постоянную экспозицию для публики». Далее слово было передано заместителю атамана Всероссийского казачьего общества по молодежной политике Игорю Кочубееву: «Там будут не только предметы казачьей древности, но и предметы совершенно новейшей истории, начиная с 90-х годов XX века и до сегодняшнего дня, в том числе предметы, которые доставляются в музей из новых регионов и зоны боевых действий: артефакты добровольческих казачьих подразделений. Для нас особенно ценно, что современное казачество является преемником той многовековой истории. Надеемся, что наличие современных мультимедийных технологий позволит уверенно привлечь молодежь: у нас десятки казачьих кадетских корпусов, что, в совокупности составляет порядка 300 000 детей. Это – наша целевая аудитория, которая при посещении Москвы обязательно увидит музей. Но, конечно, музей открыт для всех сограждан: многие миллионы имеют казачьи корни в своей родословной, что также позволить увеличить интерес к экспозиции». Заведующий научно-экспозиционным отделом Государственного исторического музея, доктор исторических наук Виктор Безотосный особенно обратил внимание факты науки, которые можно всегда проверить, применительно к идеям «казачьей нации» и сепаратизма: «Нет корней без истории. Не секрет, что в советское время история казачества замалчивалась, и лишь в последнее время произошел интерес к исследованиям тематики. И нужно, конечно, хранить, защищать память. Арена борьбы за память многогранна, имела место и в прошлом. После гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (по подсчетам историков – порядка 100 000). В этой среде среди казачьей интеллигенции (военные, инженеры, публицисты) задавались извечными вопросами: «Что делать и кто виноват?». И организовали движение, которое назвалось «вольноказачьим движением». Отличительной чертой его было то, что они считали, что казачество – отдельная нация как четвёртая ветвь восточного славянства: русские, белорусы, украинцы и казаки. «Изыскания ума» кончились тем, что обвинили во всем русские власти, институт самодержавия, которому они верно служили. Но, поскольку, миссию они свою исполнили, то на этом надо закончить, распрощаться с Россией и создать отдельное государство – «Казакию». И в 1927 году вышел журнал «Вольное казачество», затем журнал «Казакия», «Казачий вестник» и другие. Но, стоит отметить, что субсидировались эти издания (на печать же надо деньги давать) не кем иным, а польским генштабом, чей интерес был очевиден: большевики долго не удержатся у власти, придут к власти эмигранты, а, значит, надо раздробить их и взять под контроль. Поляки хорошо помнили поход 1-й Конной Армии на Варшаву 1920 года, где значительная доля армии состояла из красных казаков. Дальнейшая судьба вольноказачьего движения известна: часть поддержала нацистскую Германию, часть – нет. После войны движение сошло на нет, но в «перестройку» (когда образовался идеологический вакуум) вдруг о нем вспомнили лица, не учившие и не анализировавшие историю за счёт литературы, вновь разрешённой к изданию (той самой эмигрантской литературы начала XX века). Как результат: вышел трёхтомный «Казачий словарь-справочник» Губарева и Скрылова. Сумбур полный внесли они в изучение казачества и пустили ростки лженауки. Поэтому мы делаем ставку на изучение только подлинной истории, что и должен делать нормальный музей. Наши 16 залов идут в полной хронологии по порядку: с 1444 года и по настоящий день. Есть вещи Ермака, Степана Разина, знамя Пугачёва, оружие, жалованные грамоты и сабли, именные и государственные награды. Первый этаж с залами посвящён событиям до 1917 года, а второй этаж – с 1917 по настоящее время». Завершал конференцию руководитель группы по созданию художественного проекта экспозиции музея Иван Тихонов, профессиональное внимание которого было направлено на декоративное оформление залов музея: «Мы стремились к тому, чтобы застройка музея не отвлекала от экспонатов, нет перегруженности внимания. Важным элементом будет экспозиционная графика и суперграфика. Мы отобрали большое количество изображений, соответствующих каждой эпохе, и они органично встроены в экспозиционную застройку. Небольшой раздел будет уделен быту казачества, станичной жизни и роли женщины в казачестве. Мы почерпнули много материала, когда проектировали луганский музей Донского казачества, и отметили на территории луганщины особенно интересный элемент деревянного зодчества – деревянные двуглавые орлы, которые даже спустя сто лет сохраняются в оформлении куреней. Интересный комплекс будет в экспозиции «казачья справа», отдельным образом показываем лошадь в экспозиции. Будет большой раздел, посвящённый СВО, в том числе за счёт экспонатов, предоставленных нам херсонскими, запорожскими, луганскими и донецкими музеями. Будут свидетельства героизма наших казаков и преступлений националистов на Украине. Будут залы посвященные всем 12 войскам, и, отдельно – яркий красивый зал Казачьей лейб-гвардии. Всюду будут те раритеты, которые не присутствуют ни в одном музейном собрании, кроме Государственного исторического музея». Ранее сайт СКВРиЗ уже выпускал материал о «примерке» картины русского художника Игоря Машкова в здании будущего музея (подробнее можно прочесть по ссылке https://skwrz.ru/news/kazaki_zashhitniki_otechestva/2025-01-23-3210). Непременно приглашаем всех желающих на это уникальное собрание артефактов. Отмечаем, что 24 июня состоится торжественное мероприятие для руководства казачьих организаций и прессы, свободный вход для посетителей будет открыт с 25 июня. Стоимость входа – 400 рублей, предусмотрены льготы в соответствии с законодательством. Стандартный график работы – с 11 до 19 часов. Выходной день – среда. Подробности уточняйте на сайте Государственного исторического музея. | |
|
Всего комментариев: 0 | |