Вчера 15:24 "Вновь чиновники на местах завели нас в тупик..." | |
Выступление начальника главного штаба СКВРиЗ Ивана Бобренка на заседании постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества 16.12.2025г. Уважаемый Виктор Петрович! Ранее, в 2021 и в 2022 годах я уже делал доклады на этой комиссии по похожим темам. Был уверен, что нас услышат, примут к сведению, поправят что-то. Но нет. Приходится вновь и вновь возвращаться к этой теме. Весьма проблематично получать сведения с наших региональных отделений и представительств в настоящее время. Очень много казаков СКВРиЗ сейчас находятся в зоне проведения Специальной военной операции в составе добровольческих подразделений и в подразделениях Вооружённых Сил Российской Федерации. Участвовали или до сих принимают участие в СВО 26 атаманов региональных подразделений, 4 заместителя Верховного Атамана в федеральных округах. Верховный Атаман СКВРиЗ Николай Дьяконов является заместителем командира Добровольческого корпуса. Все наши структурные подразделения в первую очередь оказывают помощь нашим воинам, организовав сбор и доставку различного необходимого имущества в подразделения. Поэтому, к сожалению, какую-либо статистику по дорожной карте представить довольно затруднительно. Но СКВРиЗ с его структурными подразделениями и в современных условиях осуществляет деятельность по всем направлениям, направленную на выполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по консолидации казачьих обществ и иных объединений казаков на 2023-2025 годы. Целью государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной или иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности. Это положение стоит на первом месте. А что такое консолидация? Давайте посмотрим определение, которое дано в Большой российской энциклопедии 2004-2017. КОНСОЛИДА́ЦИЯ (позднелатинское consolidatio, от consolido – укреплять) есть процесс (акт, операция) трансформации структуры или состава некоторой системы, приводящий к уменьшению числа составных частей, повышению её компактности, эффективности, надёжности или долговечности. В социальной сфере Консолидация общественных групп или коллективов это укрепление внутренних связей между членами этих групп на базе формирования общих целей, взглядов, предпочтений, традиций. Первым пунктом Плана (дорожной карты) стоит «Заключение соглашений о взаимодействии между КО и ИОК». Наши показатели не поменялись с 2022 года. Количество соглашений за этот период не прибавилось и в настоящий момент составляет 34 в регионах и 6 с Войсковыми казачьими обществами. Заключение соглашений между СКВРиЗ и Войсковыми казачьими обществами осталось на том же уровне, что и раньше. Поменялись войсковые атаманы в Оренбургском войсковом казачьем обществе и в Сибирском войсковом казачьем обществе. Создано Северо-Западное войсковое казачье общество. Недавно я лично общался с избранным войсковым атаманом Оренбургского войска Цыгановым. В беседе обсудили многие моменты и высказали намерение совместно работать над выполнением положений Стратегии госполитики в отношении казачества. Так что перспективы заключения соглашений есть. И хотелось бы всё-таки, чтобы на основании этих соглашений действительно осуществлялось движение в сторону консолидации. И в конечном итоге произошло объединение всех казаков, как это было во времена Российской империи. Сейчас это происходит ровно наоборот. Заключаем соглашения только для того, чтобы отчитаться в Совет по делам казачества о выполнении первого пункта Плана (дорожной карты). В лучшем случае казаки вместе посидят на каких либо мероприятиях, организованных органами власти, либо Русской Православной Церковью. Потому что казаки реестра (не все, но всё-таки есть таких довольно много) считают себя правильными, а казаков общественных объединений считают недостойными даже называться казаками. Так в 2023 году в Республике Карелия атаман реестра Киселёв в телефонном разговоре со мной, возомнив себя государственным человеком, запрещал нам назначать своего представителя и регистрировать региональное отделение. В результате в Карелии произошёл раскол среди казаков. Совсем недавно из Орловского отдела ЦКВ вышло казачье общество Ливенского района. Боевые ребята, около десятка из них прошли СВО. И они пришли к нам. В чатах соцсетей в отношении этих казаков своё мнение высказал начальник штаба Орловского отдельского казачьего общества ЦКВ Алексей Захаров. Привожу его сообщение от 7 ноября 2025 года дословно: «Мы по закону казачьи общества, я как-то в курсе о законе об НКО, но все другие казачьими не являются в том числе СКВРЗ, они вообще иногенты». Атаман отдельского общества Потуроев так не думает, в своё время даже призывал казаков области к сотрудничеству с нами. А вот его начальник штаба считает нас врагами-иноагентами. Ещё пример уже на Кубани. Когда летом 2022 года в составе бригады Дон формировался отряд «Аксай» под командованием Героя России Владимира Гавриленко (позывной Чип), туда вступил кубанский казак Михаил Мышкин (позывной Медведь). Весной этого года у него закончился очередной контракт. И он приехал к себе в станицу, где ему было высказано, что он отсутствовал в обществе без уважительной причины. Служба в бригаде Дон, которую формировал СКВРиЗ под руководством Дьяконова, в счёт не идёт. Вот если бы он служил в БАРС - Кубань… Михаил (и ещё казаки) вышел из реестра и вступил в СКВРиЗ. И это не единичные случаи. А проведение различных мероприятий? Посмотрите, сколько их в дорожной карте! Как правило организаторами выступают казачьи общества, которым в том или ином виде выделяются на это деньги. Приглашают ли они на эти мероприятия общественные казачьи организации? Практически не приглашают. Есть единичные положительные примеры. Свежий пример, 13 декабря 2025 года в МГУТУ имени К.Г. Разумовского состоялось открытие 7-го Евразийского форума казачьей молодёжи «Казачье единство». Нас туда не пригласили. Уверен, что не пригласили молодёжь и из других общественных организаций. У нас разве нет молодёжи? А у Союза Казаков она куда делась? Почему игнорируются крупные казачьи общественные объединения? В Сахалинской области атаманом реестра Рябовым, а в Приморском крае из-за давления со стороны реестрового атамана Игоря Доценко были ликвидированы зарегистрированные региональные отделения СКВРиЗ. В Ярославской области тоже лишили регистрации наше региональное отделение. Но здесь в регистрирующих органах работают члены ЦКВ. Видимо боятся конкуренции. В Самарской области, в Ханты-Мансийском Автономном округе, якобы по ошибке были ликвидированы региональные отделения. И вновь их зарегистрировать пока не получается по разным причинам. Так зачем заключать соглашения между реестровыми и общественными организациями, если нет никакой совместной деятельности, и даже идёт откровенное противостояние? Да просто для отчёта. Пункт 24 Стратегии гласит: «Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией при участии Всероссийского казачьего общества и иных организаций. В целях обеспечения общественного контроля за ходом реализации настоящей Стратегии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются координационные и совещательные органы с участием представителей казачьих обществ и иных объединений казаков». То есть, вопрос уже касается взаимодействия общественных казачьих организаций и органов власти. Здесь хороший пример можно привести только по Москве, Республике Коми и по Луганской Народной Республике. В ЛНР всё формируется практически с нуля. И уже тоже появились некоторые нюансы. Но тут ещё можно всё поправить. Количество наших атаманов в рабочих группах при главах регионов сейчас необходимо уточнять. Где-то атаманов переизбрали на новый срок, где-то произошла смена. Мы на днях направили в администрации нескольких регионов письма о включении в рабочие группы наших атаманов. Ждём ответов, уточним по итогам года. Но вот в комиссии при представителях Президента РФ в федеральных округах можем чётко сказать, что мы присутствуем в 6 комиссиях, кроме Приволжского и Уральского федеральных округов. Совсем недавно в комиссию при представителе Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе включён наш атаман Ставропольского края Борис Пронин. Хочу сказать, что каких-либо изменений в работе рабочих групп при главах субъектов РФ не произошло. Всё также заседания проводятся нерегулярно, время от времени. Вопросы рассматриваются те, которые касаются реестра. Проходят в быстром темпе. Пожалуй, исключение составляет рабочая группа в г. Москве. Заседания в настоящее время проводятся регулярно два раза в год. Рассматриваются различные вопросы. Слово предоставляют и представителям общественных организаций. Дважды доклад о деятельности СКВРиЗ в этом году делал я. В следующем году о деятельности Союза Казаков доклад будет делать его представитель. А что в других регионах происходит? Вот рапорт товарища атамана Саратовского регионального отделения СКВРиЗ. Для справки, наш атаман Геннадий Бадерный сформировал из казаков СКВРиЗ и других общественных организаций Саратовской области, есть там казаки реестра, Саратовскую казачью сотню. Эта сотня сейчас воюет в составе одного из подразделений Вооружённых Сил. Принимала участие в освобождении Курской области. Так вот делегация казаков СКВРиЗ Саратовской области пришла на приём с предложениями к одному из заместителей губернатора Саратовской области. Вопросы были о комплектовании сотни, участии казаков СКВРиЗ в создании системы защиты г. Саратова от диверсионных групп, от БПЛА ВСУ, просьбы предоставить помещение под штаб СКВРиЗ и о возможности участия казаков СКВРиЗ в деятельности рабочей группы по казачеству. Заместителем губернатора был задан вопрос о том, почему СКВРиЗ не вступает в реестр? Далее члены Правительства Саратовской области пояснили, что на заседании групп по развитию казачества в Саратовской области обсуждаются только вопросы реестровых обществ и деятельность по выполнению Стратегии, в которой могут участвовать только реестровые казачьи общества. Так же были даны пояснения, что от Администрации Президента РФ поступают указания активно помогать только реестровым казачьим обществам. Слышу в последнее время довольно часто о том, что из Администрации Президента РФ кто-то даёт такие установки. Всем интересно: кто? А вот и свежий пример. В городе Тольятти Самарской области есть ГКУ СО «Дом дружбы народов», которым руководил Владимир Викторович Еремеев, который ранее был сотрудником штаба ВсКО. Несколько лет назад он вернулся из Москвы в Тольятти, из реестра вышел, зарегистрировал общественную казачью организацию «Волгари». И ввёл эту организацию в состав СКВРиЗ. За время своего руководства Домом показал себя как крепкий руководитель, способный организовать работу в разных направлениях. Особенно по организации сбора и доставке гуманитарной помощи добровольческим и воинским подразделениям в зону проведения СВО. Практически ежемесячно он направлял либо лично сопровождал гуманитарные конвои адресно в конкретные подразделения. И продолжает делать это. Помогали ему национальные объединения. Перед окончанием контракта Еремееву вручили благодарственное письмо от министра внутренней политики правительства Самарской области. А вот контракт продлевать не стали. Были делегации в Миннац от национальных объединений с обращениями, подписями. По информации, имеющейся в распоряжении Главного штаба, и здесь руку приложил реестр, потому что Владимир Еремеев не состоит в реестре. У меня есть фамилии. Если это необходимо, я готов их представить. У меня есть документы о том, как сотрудники администраций в ответ на указания из Москвы и представительств Президента РФ в федеральных округах отказывались организовать поездки казаков общественных организаций на Большие казачьи круги в Храме Христа Спасителя. Я их тоже готов предоставить. Можно ещё продолжить мысль о том, что на должности советников или помощников глав администраций разного уровня не назначают представителей общественных казачьих организаций. Неужто среди представителей Союза Казаков или СКВРиЗ нет достойных, образованных, квалифицированных людей на эти должности? Верится с трудом. Почему так происходит в регионах? Почему в регионах за казачество отвечают чиновники, которые не знают о существовании законодательной базы в отношении казачества? Может быть им некогда этим заниматься? Или они не имеют желания? Может для таких чиновников нужно организовать какие-нибудь занятия, обучающие семинары? Когда здесь произойдут сдвиги в положительную сторону? Я сегодня привёл негативные примеры, которых становится всё больше. Назрела необходимость в принятии конкретных решений. Вплоть до создания комиссий по проведению проверки реализации дорожной карты. А то получается безнаказанность для чиновников, ответственных за казачество на местах. Ведь чиновники трактуют положения Стратегии так, что превращают её в очередной 154-й Закон. Видят там только реестр. Вновь чиновники на местах завели нас в тупик. Хочу напомнить о том, что Стратегия государственной политики в отношении казачества введена в действие Указом Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505. А это означает, что она имеет силу Закона. А нарушать законы нельзя. Подчеркну, что мы здесь принимаем решения, а чиновники на местах всё это глушат. Благодарю за внимание. Рекомендуем посмотреть какие проблемы и вопросы были озвучены на первом заседании постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества в 2020 году, а также выступление на нем Ивана Бобренка. СКВРиЗ: "Наша краткая оценка нынешнего состояния российского казачества". Выступление НГШ СКВРиЗ Ивана Бобренка на заседании комиссии в 2021 году. Выступление начальника штаба «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» И.В. Бобренка в 2020 году. Это позволит сделать вывод о том, что изменилось за прошедшие пять лет.
| |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |




