[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Стратилат, Администратор02  
Совещания » Взаимодействие с Русской Православной Церковью » Православный катехизис » СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (Словарь)
СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Российская Федерация
Стратилат
Дата: Четверг, 18.06.2015, 21:31 | Сообщение # 1
Группа: СКВРиЗ
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ.          / Часть вторая / 

МЯСОЕД – период времени между постами, когда употребляется мясная пища. 

МЯСОПУСТ – предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу прекращается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.

ОБЕТ – добровольное обещание исполнить что-либо, даваемое христианином Богу и людям, как благодарность за помощь божию, форма аскетизма.

ОГЛАШЕННЫЕ – в древней Церкви - люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и проходящие чин оглашения, т.е. обучения основам веры. Оглашенные, т.к. они не являлись еще членами Церкви, не имели права присутствовать при совершении таинств. На литургии им можно было находиться только до Великого входа, перед которым диакон призывал оглашенных покинуть храм: «Елицы оглашенни, изыдите!» (т.е «Все оглашенные, выйдите»). Эти слова сохранились в литургии до нашего времени вместе с наименованием первой ее части – «литургия оглашенных». С распространением христианства необходимость в институте оглашенных отпала. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.

ОРЛЕЦ – небольшой круглый коврик с изображением орла, на который становится архиерей во время богослужения. Символизирует особую высоту служения епископа, который подобно орлу с высоты окидывает взглядом свою паству.

ПАЛИЦА – часть богослужебного облачения архиерея и священника (священникам дается в качестве награды) — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица символизирует меч - духовное оружие слова Божия.

ПАРИМИЯ (греч. «притча») – чтение из Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения.

ПАСХАЛИЯ – определение времени празднования Пасхи, связанное с привязкой событий Распятия и Воскресения Христова к древнееврейскому календарю, отличающемуся от церковного. Согласно правилам Первого Вселенского собора 325 г. празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

ПОСЛУШНИК – насельник монастыря, проходящий особое испытание («послушание») перед принятием монашеского пострига.

ПОСТ – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петров - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский - с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.

ПРЕПОДОБНЫЙ – святой, принявший монашеский постриг и достигший святости через высоту монашеской жизни.

ПРИДЕЛ – дополнительный алтарь в храме. Устраивается для того, чтобы в большие праздники в одном храме можно было совершать несколько литургий в день (по количеству приделов), т.к. в Православной Церкви (в отличие от Католической) принято совершать только одну литургию в день на одном престоле. (Так же и священник не может совершать ежедневно более одной литургии).

ПРИХОД – административная единица Церкви, включающая в себя храм и общину верующих с клиром.

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ – особое попечение Господа о своем творении, каждом человеке, судьбах мира и Церкви.

ПРОСФОРА (греч. «приношение») – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения живых и мертвых. Готовится из дрожжевого теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос победил) или образ какого-либо святого. Просфоры делаются из двух половинок в знак двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого.

ПОДВОРЬЕ – место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём. Подворье выполняет представительские и хозяйственные функции.

ПОДРЯСНИК – повседневная нижняя одежда духовенства, длинное одеяние с узкими рукавами.

ПОПРАЗДНЕНСТВО – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Последний день попразднства называется отданием праздника.

ПРИЛОГ (устар. - «прибавлять, добавлять, придавать») – в подвижническом учении этап развития греховного помысла в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью, когда без намерения и против воли, через внешние и внутренние чувства, или воображение в душу входят греховные представления.

РАКА – драгоценная гробница, в которой открыто для поклонения почивают мощи святого.

РИЗНИЦА – особое помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

РИЗНИЧИЙ – послушание священника в монастырях или больших храмах (соборах). Заведующий ризницей.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ – дни особого общецерковного поминовения усопших. Это субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (они также называются Вселенскими). В Русской Православной Церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.

САККОС – богослужебное облачение архиерея, длинная просторная одежда с широкими рукавами. Появился в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

СВЯТЫЕ ДАРЫ – хлеб и вино, употребляемые на богослужении, в таинстве Евхаристии пресуществляющиеся в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

СЕМИНАРИЯ – высшее учебное заведение Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. В настоящее время в РПЦ срок обучения в семинариях составляет 5 лет.

СИНОД – высший орган управления Церковью, постоянный совет высшего епископата при предстоятеле Церкви.

СИНОДИК – список имен, поминаемых на службе в храме или в домашней молитве.

СКИТ (от названия местности в Греции, где в старину обитали пустынники) – кельи монахов в отдалении от монастыря в уединённом месте.

СОЛЕЯ – возвышающаяся над полом площадка перед иконостасом в храме. Немного выдающаяся вперед часть солеи напротив Царских врат, где происходит причащение, называется амвоном.

СТАРЕЦ – в Русской Церкви именование духовника, пользующегося большим авторитетом в народе, получившего от Бога особую благодатную силу помощи ближнему.

СТОЛПНИК – преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на «столпе» - башне или другом возвышении. Основателем столпничества считается преподобный Симеон Столпник, живший в Сирии в V в.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (седмица – слав. «неделя», страсть – слав. «страдание») – неделя, завершающая Великий пост, во время которой вспоминаются страдания и распятие Господа и события, предшествовавшие этому. Все дни Страстной седмицы носят название Великих. В течение этих дней Церковь соблюдает особо строгий пост.

ТАИНСТВО – действие благодати божией, проявляющееся в литургической жизни Церкви и в жизни каждого христианина. Главным таинством Православной Церкви является таинство Евхаристии. Важнейшими таинствами являются Крещение, Миропомазание, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование) и Исповедь.

ТИПИКОН – устав богослужения, свод указаний, определяющих структуру богослужения во все дни года. В Русской Православной Церкви действует славянский Типикон, сложившийся в XVI-XVII вв. на основе древних монашеских иерусалимского и студийского уставов.

ФЕЛОНЬ – богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья.

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ («Иже херувимы») – неизменяемое песнопение Божественной литургии. Поется во время Великого входа в самый торжественный момент службы, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, (за исключением особых служб Страстной седмицы). Это песнопение призывает верующих к достойному присутствию и участию в таинстве Евхаристии.

ХОРУГВЬ (от старославянского «знамя») – изображенная на ткани икона Спасителя, Пресвятой Богородицы или святого, укрепленная на длинном древке. В храме хоругви обычно находятся на солее возле клиросов, а во время крестного хода торжественно несутся впереди шествия.

ЧАСОВНЯ – небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы - преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, вт. ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет освященного престола.

ЧЁТКИ – шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв. Иначе – вервица или лестовка. На Беларуси назывались также ружанцем.

ЧТЕЦ – церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты - шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др. 

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ (устар. причетник, т.е. член причта, «причтённый» к служителям храма) – служитель храма, не имеющий священного сана, но активно участвующий в совершении богослужения. К церковнослужителям относятся алтарник (пономарь), чтец (устар. дьячок), певчий, канонарх и т.п. в старину церковнослужители поставлялись через особое посвящение.

ЭКЗЕГЕТ (греч. «истолкователь») – первоначально истолкователь оракулов, предметом толкования которого были загадочные изречения оракулов, традиции, а также законодательные нормы, был официальным лицом в Афинах. С возникновением христианства так стали называть толкователя Священного Писания. Наука, изучающая и толкующая Писание, называется экзегетикой.

ЭКЗАРХ (греч. «правитель», «руководитель», «начинатель») – архиерейский титул в Православной Церкви. Экзарх наделен определенной самостоятельностью и управляет обособленной церковной областью, экзархатом. Экзархат, как правило, лежит за пределами страны, в которой расположена данная Поместная Церковь, или на территории обладающей гражданским устройством, отличным от общего устройства данного государства. В состав экзархата могут входить несколько епархий, которые подчинены экзарху. Сам экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. «eschatos» - последний, конечный и «logos» – учение) – в христианской догматике учение о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни человеческой души, и всемирная – учение о цели истории и её конце.

ЮРОДИВЫЙ (слав. «глупый, безумный») – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.
 
Российская Федерация
Макаров
Дата: Вторник, 01.12.2015, 03:33 | Сообщение # 2
Группа: Друзья
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата Стратилат ()
МЯСОПУСТ – предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу прекращается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.
Сообщение неверно. Мясопуст - это не только предпоследнее воскресенье перед Великим постом. Это последний день употребления мясной пищи (на самом деле на практике только перед Великим постом употребляется в значении прекращения употребления именно мяса) и вообще любой скоромной, то есть не постной пищи, накануне ЛЮБОГО многодневного поста (их в году четыре). Перед Великим постом действительно употребляется в значении оставления вкушения мяса, так как этому посту предшествуют три подготовительные недели. Если совсем на пальцах, то в богослужебных указаниях на этот год есть пояснительная статья, где "мясопуст" объясняется как "мяса отпуст". Более подробно можно прочитать по этим ссылкам: http://azbyka.ru/days/mnogodnevnye_posty.shtml  ; http://azbyka.ru/paskha/velikiy_post.php ; http://azbyka.ru/m-o-postax-i-trapezax.shtml

Добавлено (01.12.2015, 01:24)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ОРЛЕЦ – небольшой круглый коврик с изображением орла, на который становится архиерей во время богослужения. Символизирует особую высоту служения епископа, который подобно орлу с высоты окидывает взглядом свою паству.
 А также указывает, что епископ в своем служении должен жить горним, то есть небесным. В настольной книге священнослужителя под редакцией  Булгакова сообщается: " Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство
епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время
покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа.
Орел – символ высшей Горней твари, ангельских чинов."

Добавлено (01.12.2015, 01:28)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПАЛИЦА – часть богослужебного облачения архиерея и священника (священникам дается в качестве награды) — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица символизирует меч - духовное оружие слова Божия.
Опять же по Булгакову: "Набедренник представляет собой продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте – первая по очереди награда за ревностное служение Церкви.
   Набедренником награждаются архимандриты, игумены и священники.
Символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие,
что вполне согласуется с понятием меча духовного, который есть слово
Божие.
   Ромбовидная форма палицы – тоже символ Четвероевангелия, но с большим внешним уподоблением
острому мечу. Одновременное ношение набедренника и палицы духовно
означает двоякого рода попечение архиерея, архимандрита или протоиерея о
проповеди слова Божия и борьбе за правду и истину во всем и о служении младшим по сану
духовным братиям, то есть попечение о подчиненном духовенстве.
Набедренник надевают через левое плечо, и он спускается с правого бока
ниже пояса, на бедро. Набедренник по краям отделан нашитой полосой из
иной материи, чем он сам, в центре имеет крест, нижний край его обычно
украшается бахромой, значение которой указано выше.
   Набедренник означает меч духовный, который есть слово Божие (Еф. 6:17). Этим оружием священник и епископ должны вооружаться против нечестия, ереси и вообще против всего греховного и порочного."

Добавлено (01.12.2015, 01:41)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПАРИМИЯ (греч. «притча») – чтение из Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения.
 Не обязательно прямо пророчество. Это вообще чтение, которое имеет некоторое отношение к событию, которому посвящено богослужение. Это может быть и пророчество, но чаще аналогия в ветхозаветном периоде, описание события, подобного празднуемому, или того, которое было заменено нынешним праздником. Иногда это просто перечисление мест, где упоминается личность, или событие, чествуемое на службе (так например с архангелом Михаилом, просто перечисляются некоторые упоминания о нем в Ветхом Завете). Нужно также помнить, что подбирали чтения греки, так что тут для верности восприятия нужно еще поправку на их менталитет делать. С нашей точки зрения некоторые паримии вообще кажутся притянутыми за уши к событию, хотя ими виделось иначе.

Добавлено (01.12.2015, 01:45)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПАСХАЛИЯ – определение времени празднования Пасхи, связанное с привязкой событий Распятия и Воскресения Христова к древнееврейскому календарю, отличающемуся от церковного. Согласно правилам Первого Вселенского собора 325 г. празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
 Немножко напутано. Более точно (цитата взята с Азбуки веры): Пасхалия  система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого
количества календарно-астрономических величин, определить даты
празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и
название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется
календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты
празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным
юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45г. до н.э.
Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане
пользуются григорианским календарем, введенным в 1582г. римским папой
Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Добавлено (01.12.2015, 01:50)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПОСЛУШНИК – насельник монастыря, проходящий особое испытание («послушание») перед принятием монашеского пострига.
 То есть еще мирянин, только примеряющий на себя монашескую жизнь и могущий оставить ее в любой момент, в отличии от рясофора (если упрощенно, недостриженного монаха) и мантийного монаха (то есть монаха в общепринятом смысле слова).

Добавлено (01.12.2015, 01:53)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПРЕПОДОБНЫЙ – святой, принявший монашеский постриг и достигший святости через высоту монашеской жизни.
 Либо предшествующий монашеству подвиг анахоретства (на базе которого и возникло монашество в четвертом веке).

Добавлено (01.12.2015, 02:16)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПРОСФОРА (греч. «приношение») – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения живых и мертвых. Готовится из дрожжевого теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос победил) или образ какого-либо святого. Просфоры делаются из двух половинок в знак двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого.
Грубейшая ошибка!!! Не из дрожжевого, а из квасного теста, то есть поднявшегося не за счет размножения дрожжей в тесте, а за счет выделенного бактериями (вследствии добавление контролируемоподкисшего теста в основное) углекислого газа. Практика выпечки просфоры из дрожжевого теста является кощунственной, так как ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ моментом для действительности Таинства Евхаристии является правильность вещества Таинства, каковым в Евхаристии является КВАСНАЯ просфора и чистое (без спирта и иных примесей) виноградное вино с добавлением чистой же воды, в большинстве Поместных Церквей красное. Даже малейшее отступление от этого правила приводит к непризнанию действительности Евхаристии с точки зрения Православной Церкви. Более подробно можно прочесть вот здесь: http://azbyka.ru/otechni....9_1 А кроме того вообще в книгах по догматическому и сравнительному богословию.

Добавлено (01.12.2015, 02:23)
---------------------------------------------

Цитата Макаров ()
ПОДВОРЬЕ – место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём. Подворье выполняет представительские и хозяйственные функции.
 Не обязательно в городе и не обязательно место проживания. Статус подворья может быть придан и храму. Так есть немало патриарших подворий и подворий епархиальных архиереев, в принципе не предполагающие на своей территории чьего-либо проживания.

Добавлено (01.12.2015, 02:25)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПОПРАЗДНЕНСТВО – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Последний день попразднства называется отданием праздника.
Только не ПОПРАЗДНЕНСТВО, а ПОПРАЗДНСТВО, как в самом тексте.

Добавлено (01.12.2015, 02:29)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ПРИЛОГ (устар. - «прибавлять, добавлять, придавать») – в подвижническом учении этап развития греховного помысла в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью, когда без намерения и против воли, через внешние и внутренние чувства, или воображение в душу входят греховные представления.
Ну а для запутавшихся в такой абракадабре wacko порекомендуем учебник по нравственному богословию: http://azbyka.ru/otechni....sloviyu smile

Добавлено (01.12.2015, 02:30)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
РИЗНИЧИЙ – послушание священника в монастырях или больших храмах (соборах). Заведующий ризницей.
 Необязательно священника.

Добавлено (01.12.2015, 02:32)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ – дни особого общецерковного поминовения усопших. Это субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (они также называются Вселенскими). В Русской Православной Церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.

Родительские субботы – дни поминовения всех от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами.К ним относятся: суббота мясопустная – за неделю до Великого поста, суббота Троицкая – накануне праздника Пятидесятницы (Дня Св. Троицы), а также субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.
Кроме того, общее поминовение усопших совершается еще на Радоницу.Поминовение воинов, отдавших жизнь за православное Отечество, совершается:1) В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября, после литургии).2) В Димитриевскую родительскую субботу – субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).
Даже если этот день памяти попадает на субботний день, то все равно
заупокойной родительской субботой является не эта суббота, а предыдущая.
Панихида служится в пятницу вечером и, обычно, в субботу после литургии.3) В день победы в Великой Отечественной войне (26 апреля / 9 мая) – после литургии служится панихида о воинах, положивших жизнь свою за
Отечество, и о всех страдальчески погибших в годы этой войны. Особое
поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в
день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье
после 25 января).

Добавлено (01.12.2015, 02:34)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
САККОС – богослужебное облачение архиерея, длинная просторная одежда с широкими рукавами. Появился в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.
 Он не длинный! Он, наоборот, укороченный!

Добавлено (01.12.2015, 02:40)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СВЯТЫЕ ДАРЫ – хлеб и вино, употребляемые на богослужении, в таинстве Евхаристии пресуществляющиеся в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.
 Не пресуществляющиеся, а прелагающиеся (и это момент принципиальный, так как это разные богословские термины)! И не хлеб и вино, а собственно Тело и Кровь, так как хлебу и вину мы не покланяемся, они нам как правило не дарованы, а за наш счет куплены и святыми для нас не являются, в отличии от Тела и Крови Христовых!!!

Добавлено (01.12.2015, 02:42)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СЕМИНАРИЯ – высшее учебное заведение Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. В настоящее время в РПЦ срок обучения в семинариях составляет 5 лет.
 Уже, как правило, не так. Повсеместно переход на болонскую систему.

Добавлено (01.12.2015, 02:46)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СИНОД – высший орган управления Церковью, постоянный совет высшего епископата при предстоятеле Церкви.
Опять мимо! Согласно Уставу РПЦ (взято с сайта патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html ):
1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской
Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через
Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей
деятельности за межсоборный период.3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси
(Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов —
епархиальных архиереев.4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины;
Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и
Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы;
Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике
Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского
митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних
церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по
старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на
которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может
последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной
епархией.

Добавлено (01.12.2015, 02:48)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СКИТ (от названия местности в Греции, где в старину обитали пустынники) – кельи монахов в отдалении от монастыря в уединённом месте.
 Или точнее:
1. Пустынный, уединенный монастырь с небольшим количеством монахов и более строгим, чем в общежительных монастырях, уставом жизни.
По большей части скиты устраиваются неподалеку от больших монастырей.2. Жилище отшельников, вполне самостоятельное или достаточно автономное в рамках монастыря.
Жизнь в скиту – средняя форма монашеского подвижничества между
общежитием и уединенным отшельничеством.
Скит состоит обычно из двух-трех келий, в которых иноки живут по отдельности, но сохраняют общность имущества, труда и
пропитания. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест
в Египте, в котором в IV-V вв. были уединенные поселения монахов. ( http://azbyka.ru/skit.shtml)

Добавлено (01.12.2015, 03:00)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СТАРЕЦ – в Русской Церкви именование духовника, пользующегося большим авторитетом в народе, получившего от Бога особую благодатную силу помощи ближнему.
 Не вполне так. На самом деле в оригинальном значении опытный монах - руководитель духовной жизни новоначального монаха или послушника, учитель монашеской жизни, часто персональный. В современности стали забывать подлинное значение слова отчасти от религиозной необразованности, отчасти от практики в некоторых крупных монастырях по благословению патриарха духовникам таких монастырей окормлять еще и приезжающих мирян-паломников. В ряде других обителей та же практика введена своевольно. Ну а народная молва в вечном поиске аналога православного гуру вкупе со степенью духовной образованности уже привела вот примерно к такому восприятию, сейчас его можно встретить даже на сравнительно серьезных сайтах, хотя это и неверно.

Добавлено (01.12.2015, 03:03)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (седмица – слав. «неделя», страсть – слав. «страдание») – неделя, завершающая Великий пост, во время которой вспоминаются страдания и распятие Господа и события, предшествовавшие этому. Все дни Страстной седмицы носят название Великих. В течение этих дней Церковь соблюдает особо строгий пост.
 Только в данном случае "страсть" в значении слова "страх".

Добавлено (01.12.2015, 03:06)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ТАИНСТВО – действие благодати божией, проявляющееся в литургической жизни Церкви и в жизни каждого христианина. Главным таинством Православной Церкви является таинство Евхаристии. Важнейшими таинствами являются Крещение, Миропомазание, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование) и Исповедь.
Некорректное определение. Более правильно вот тут: http://azbyka.ru/tainstva.shtml и еще http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/1_3_5

Добавлено (01.12.2015, 03:14)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ТИПИКОН – устав богослужения, свод указаний, определяющих структуру богослужения во все дни года. В Русской Православной Церкви действует славянский Типикон, сложившийся в XVI-XVII вв. на основе древних монашеских иерусалимского и студийского уставов.
 Опять же не совсем точно. В Типиконе содержатся указания на богослужение, на устроение жизни монастыря, на устав о постах и вообще о употреблении пищи в году для монахов и так далее. В сущности содержит наибольшую часть указаний о богослужении, хотя не все (книги, где было бы собрано все, на сегодняшний день не существует).

Добавлено (01.12.2015, 03:16)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ХОРУГВЬ (от старославянского «знамя») – изображенная на ткани икона Спасителя, Пресвятой Богородицы или святого, укрепленная на длинном древке. В храме хоругви обычно находятся на солее возле клиросов, а во время крестного хода торжественно несутся впереди шествия.

Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников. Хоругви –
символ победы над смертью и диаволом.Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или
металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое
древко.Находятся, обычно, возле правого и левого клиросов и выносятся на крестных ходах.

Добавлено (01.12.2015, 03:20)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ЧЁТКИ – шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв. Иначе – вервица или лестовка. На Беларуси назывались также ружанцем.
 Лестовка - это не вполне синоним. Это обозначение вполне конкретного весьма своеобразного вида четок, созданных в Русской Церкви и за Ее пределами не употребляющийся.

Добавлено (01.12.2015, 03:26)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ (устар. причетник, т.е. член причта, «причтённый» к служителям храма) – служитель храма, не имеющий священного сана, но активно участвующий в совершении богослужения. К церковнослужителям относятся алтарник (пономарь), чтец (устар. дьячок), певчий, канонарх и т.п. в старину церковнослужители поставлялись через особое посвящение.
 И не только в старину! Никуда практика хиротессий не ушла, просто массово заменилась на несение церковных послушаний мирянами. Можно сказать, что миряне в таком случае временно (но как правило безвременно smile ) исполняющие обязанности церковнослужителей. Хотя и в двадцатом веке у нас хиротессии совершали, и сейчас выпускников семинарий постригают во чтецы.

Добавлено (01.12.2015, 03:30)
---------------------------------------------

Цитата Макаров ()
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ (устар. причетник, т.е. член причта, «причтённый» к служителям храма) – служитель храма, не имеющий священного сана, но активно участвующий в совершении богослужения. К церковнослужителям относятся алтарник (пономарь), чтец (устар. дьячок), певчий, канонарх и т.п. в старину церковнослужители поставлялись через особое посвящение.
Просто, в двадцатом веке особенно, совершать обе хиротессии (чтеца, с которым соединено сейчас поставление в свещеносца и хиротессия иподиакона) стали в день диаконской хиротонии и непосредственно перед ней.

Добавлено (01.12.2015, 03:32)
---------------------------------------------

Цитата Стратилат ()
ЭКЗАРХ (греч. «правитель», «руководитель», «начинатель») – архиерейский титул в Православной Церкви. Экзарх наделен определенной самостоятельностью и управляет обособленной церковной областью, экзархатом. Экзархат, как правило, лежит за пределами страны, в которой расположена данная Поместная Церковь, или на территории обладающей гражданским устройством, отличным от общего устройства данного государства. В состав экзархата могут входить несколько епархий, которые подчинены экзарху. Сам экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду.
 Подчинен и патриарху, и Синоду!

Добавлено (01.12.2015, 03:33)
---------------------------------------------

Цитата Макаров ()
ЭКЗАРХ (греч. «правитель», «руководитель», «начинатель») – архиерейский титул в Православной Церкви. Экзарх наделен определенной самостоятельностью и управляет обособленной церковной областью, экзархатом. Экзархат, как правило, лежит за пределами страны, в которой расположена данная Поместная Церковь, или на территории обладающей гражданским устройством, отличным от общего устройства данного государства. В состав экзархата могут входить несколько епархий, которые подчинены экзарху. Сам экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду.
http://www.patriarchia.ru/db/text/133136.html


Сообщение отредактировал Макаров - Вторник, 01.12.2015, 01:14
 
Совещания » Взаимодействие с Русской Православной Церковью » Православный катехизис » СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (Словарь)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: